Городок Опока

Е.Р.Михайлова

В течение 1995–1996 г. отряд Северо-Западной археологической экспедиции Санкт-Петербургского филиала под руководством автора проводил разведочное обследование средневековых погостов в бассейне среднего течения Шелони, на территории современного Порховского района. Настоящая заметка посвящена одному из новгородских «городков по Шелони» – Опоке.

Опока впервые упоминается в летописи в связи с походом Ольгерда на Шелонь в 1346 г. («И взя Шелону и Лугу на щитъ, а с Порховьского городка и съ Опоки взя окупъ…»)[1. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. – М.–Л., 1950. – С. 358.]. В писцовых книгах погост Опоки (или Опотьцкой) с каменной церковью св. Николая и Ильинским монастырем на погосте фигурирует с 1498 г. Сведения писцовых книг позволяют считать Опоку большим торговым селением; проживавшие на погосте непахотные крестьяне промышляли торгом и извозом[2. А.М.Андрияшев. Материалы по исторической географии Новгородской земли. Шелонская пятина по писцовым книгам 1498–1576 гг. I. Списки селений. – М., 1914. – С.419.]. Опоцкий погост и развалины каменной Никольской церкви в деревне Заполье впервые были осмотрены Н.К.Рерихом в 1899 г.[3. Н.К.Рерих. некоторые древности Шелонской пятины и Бежецкого конца // ЗРАО. Т.XI, вып. 1–2. Новая серия. – СПб., 1899. – С.362–363.]

Городище (местное название «Городок») находится на территории д. Заполье Порховского района, напротив. д. Опоки. Оно располагается на правом коренном берегу р.Шелонь, против впадения в Шелонь ее притока Удохи, над бродом через Шелонь, на стрелке Шелони и небольшого безымянного ручья. В настоящее время к городищу из Опок в Заполье ведет навесной мост через Шелонь.

Площадка городища подтреугольной формы, вытянута вдоль берега Шелони. Ее размеры ок. 70X35 м, общая площадь более 2 000 кв. м. Площадка ровная, без перепадов по высоте, распахана, при этом значительная часть культурного слоя оказалась свезена распашкой к востоку, а восточный склон городища в значительной степени утратил свою крутизну. По сообщению местных жителей, около 20 лет назад в центре площадки городища сооружались картофельные бурты, при этом в выкопанных под них ямах встречались многочисленные куски обугленного дерева. Высота площадки над уровнем реки – 8 м.

Со стороны реки на половину высоты берегового склона городище защищено эскарпом. С северной, напольной стороны, городище было защищено валом и рвом. Следы западной оконечности вала прослеживаются по языку грунта, оползшего вниз по склону берега Шелони. (Не исключено, что вал крепился городнями.) С северной стороны вал уничтожен выборкой грунта для хозяйственных нужд жителями д. Заполье. Ров в настоящее время достигает ширины 15–16 м, глубины – около 1.5 м. В древности он, безусловно, был глубже, так как теперь заплыл, а частично был снивелирован (засыпан ранее, возможно, при строительстве рядом с ним каменной церкви). С южной стороны городище защищено глубоким топким оврагом. По дну оврага протекает ручей, образованный источником, бьющим в вершине оврага к юго-востоку от городища. Обращенный к оврагу и проходящей рядом с ним дороге склон городища в настоящее время осыпается. С восточной стороны укрепления городища не прослеживаются вследствие нивелировки и длительной распашки. Восточный край городища ограничен заболоченной низиной.

От южной оконечности городища начинается брод через Шелонь в северо-западном направлении, к мелкой заводи под левым берегом реки. Протяженность брода 150 м. Он активно используется в летнее время, когда, по словам местных жителей, глубина воды на нем – «по пояс».

К северу от городища, сразу за рвом, находятся руины средневековой церкви, возведенной из известняковых плит на цемянковом растворе. На месте алтарной части церкви в настоящее время установлен деревянный крест. Руины в последние 2–3 года практически полностью разобраны на щебень, уцелела лишь часть северной стены. Церковь расположена практически на краю рва, и, очевидно, его предполагаемая нивелировка должна была предшествовать по времени строительству церкви.

С городищем и расположенной рядом с ним древней церковью связано несколько местных легенд о литовском разорении: о литовских набегах, о наказанных свыше литовцах, кощунственно въехавших в церковь верхом, и о нескольких литовских семьях, появившихся в Опоке в результате набега и осевших здесь, потомки их живут в Опоках до сих пор. Существует также предание о существовавшем некогда подземном ходе, по которому монашенки из монастыря на погосте спасались на городище. (Нужно заметить при этом, что упоминаемый писцовыми книгами Ильинский монастырь на Опоцком погосте был мужским.) Любопытно, что в настоящее время в Заполье и Опоках активно рассказывается быличка, типологически и сюжетно сходная с одной из упомянутых легенд: разбить руины церкви на щебень взялся приезжий чеченец, который, разбивая церковь, вместе с бульдозером провалился сквозь землю (в церковный подклет). По всей вероятности, эта быличка с течением времени станет основой еще одной местной легенды.

На площадке городища, в выбросах из кротовин, и по осыпям северного и южного склонов был собран подъемный материал: фрагменты лепной (единичны) и круговой (в том числе с линейным и волнистым орнаментом) керамики, корродированные фрагменты железных предметов и миниатюрный плоский оселок из серого камня с отверстием для подвешивания. Большая часть собранной керамики может быть отнесена к XIV–XVI вв.

Была также произведена зачистка осыпи вала в северной части городища. При зачистке выявлена следующая стратиграфическая картина. Верхняя часть вала на глубину 0.7 м представляла собой слой пахоты (аморфный рыхлый серый суглинок). Ниже начиналось не затронутое распашкой тело вала, насыпанного из серого гумусированного суглинка и рыхлой желтой материковой глины. В этом слое встречались булыжники, обугленные деревянные плахи и линзы плотного сильно гумусированного суглинка черно-серого цвета. Общая мощность слоя вала, не нарушенного распашкой, – 0.6 – 0.45 м. Ниже залегал слой аморфного рыхлого слабо гумусированного суглинка очень светлого серого оттенка. В основании этого слоя прослежены следы древней распашки (крестообразно пересекающиеся борозды в материке); проведенные пахотным орудием борозды читались и в разрезе. Мощность этого слоя составляла 0.10 – 0.16 м. При зачистке вала были собраны фрагменты средневековой керамики и железная скоба.

С целью выяснения характера и датировки культурного слоя в южной части площадки городища был заложен разведочный шурф размерами 2X2 м. Верхняя часть слоя (0.35–0.45 м) представляет собой слой подвергавшегося неоднократной распашке аморфного рыхлого суглинка серого цвета. Керамика из пахотного слоя аналогична собранной по площадке городища. Ниже залегает слой сильно гумусированного плотного суглинка почти черного цвета, перемежаемого линзами рыхлой материковой глины желтого цвета. Черный суглинок содержит в себе куски обугленных деревянных плах и камни, часть которых также носит следы пребывания в огне. Мощность этого слоя 0.06–0.15 м. С его уровня была впущена прорезавшая нижележащий слой и материк яма, прослеженная в плане и западном борте шурфа. В заполнении этой ямы были собраны фрагменты круговой керамики, в том числе с линейным и линейно-волнистым орнаментом. В основании слоя залегает аморфный слабо гумусированный светло-серый суглинок, аналогичный прослеженному под валом. Его мощность в шурфе составляет 0.05–0.20 м. Слой светло-серого суглинка содержал исключительно лепную керамику. Он также подвергался в древности распашке: пересекающиеся борозды от косо поставленного пахотного орудия прослежены в бортах шурфа и в плане на материке.

К северу и северо-востоку от городища, на территории, занятой усадьбами д. Заполье, прослеживается сплошное пятно культурного слоя (сильно гумусированный суглинок черно-серого цвета) – следы посада, вытянувшегося вдоль реки. Его площадь составляет около 2.5 га. На территории посада были собраны фрагменты позднесредневековой керамики. Культурный слой на огородах интенсивно распахивается.

Фрагменты средневековой керамики, преимущественно XV–XVI вв., были собраны также на огородах д.Опоки, на левом коренном берегу Шелони, напротив городища.

Еще одно селище – по всей вероятности, остатки однодворного поселения XV–XVI вв. – было выявлено на правом коренном берегу Удохи, в 100 м выше ее устья. Керамика, собранная на этом селище, изготовлена почти исключительно из беложгущейся глины.

Таким образом, мы можем в общих чертах восстановить основные этапы истории городища. Первоначально поселение возникает здесь, на чрезвычайно выгодном стратегически месте, еще в конце I тыс. н.э. Было ли оно укреплено – пока не ясно. Судя по тому, что слой этого времени оказался распахан еще в древности, в заселении мыса при впадении в Шелонь ручья существовал перерыв, хотя сам поселок мог быть перенесен на сравнительно небольшое расстояние. В XIII в. здесь возводится городище. По всей вероятности, это произошло в 1239 г.[4. «Того же лета князь Александръ с новгородци сруби городци по Шелоне» – Новгородская первая летопись... С. 77.] Фрагменты керамики XIII в. встречены в подъемном материале с площадки городища. На протяжении XIII–XIV вв. городище успешно противостояло литовским набегам – Ольгерд, разорив Шелонь и Лугу в 1346 г., с Опоки и Порхова получил лишь окуп. Однако постепенно городище теряет свое оборонительное значение. На краю заплывшего или специально снивелированного рва возводится каменная Никольская церковь, впервые упоминаемая в Писцовой книге 1498 г.[5. Андриячшев А.М. Указ. соч. С. 419.] В это время погостом Опоками уже называется в основном территория современной д.Опоки с расположенным здесь Ильинским монастырем. (Преемницей монастырской церкви св. Ильи с приделом Благовещения стала существующая поныне Благовещенская церковь в Опоках.) Деревня Заполье, на территории которой располагается городище, упоминается писцовыми книгами как Заполье на погосте в Опоках[6. Там же.].

Опоцкое городище представляет собой одно из звеньев в цепочке новгородских «городков» по Шелони и ее притокам, вновь укрепленных в 1239 г., но уже существовавших ранее. Один из таких городков, при впадении в Шелонь р.Боровенки, был частично исследован С.Н.Орловым в 1969–1970 гг.[7. С.Н.Орлов. Городец Александра Невского на Шелони // Культура средневековой Руси. – Л., 1974. – С.46–50.] По-видимому, еще одним таким пунктом является городище Дубровно на Удохе, впервые упоминаемое летописью при описании событий 1137 г.[8. Новогордская первая летопись... С. 25.] Хотя при обследовании городища в 1995 г. в подъемном материале не было встречено керамики старше XIII–XIV вв., случайная находка лепной керамики известна из ближайших окрестностей Дубровна. По всей вероятности, дальнейшие полевые исследования позволят выявить в бассейне Шелони и другие ранние поселения.

Опубликовано: Памятники старины. Концепции. Открытия. Версии: Памяти В.Д. Белецкого. 1919–1997. Том II. – СПб.; Псков, 1997. – С. 67–71.

Примечания:

© 2011 Храм Благовещения Божией Матери Suffusion theme by Sayontan Sinha