Введение

Введение

Толчком к изучению памятников Шелони послужил предпринятый автором совместно с Д.А. Петровым сплошной просмотр писцовых книг Новгородской земли с целью выявления сведений о каменных храмах. После того, как обнаруженные в писцовых книгах и летописях упоминания о каменных храмах в малых городах, дальних монастырях и погостах обширных новгородских пятин были сведены воедино, оказалось, что почти везде каменные храмы единичны, и каменное строительство в Новгородской земле велось не повсеместно и совсем не регулярно. Исключением был, конечно, сам Новгород. В провинции храмы строили, видимо, приезжие новгородские зодчие. Только в Русе и ее окрестностях, а также на берегах Шелони зафиксировано значительное число каменных церквей (по 8 в каждом регионе), что может, по мнению автора, указывать на наличие здесь собственньк строительных кадров в какой-то отдельный период.

Осенью 1987 г. мною и Д.А. Петровым на Псковском семинаре Института археологии и Псковского музея был прочитан доклад о количестве каменных храмов Новгородской земли; тезисы доклада были опубликованы(1). Особенно пристальное внимание у автора вызвала территория по берегам реки Шелонь, полностью неизученная в историко-архитектурном отношении и входящая ныне в Псковскую область (Порховский и Дедовичский районы). Последнее обстоятельство, по-видимому, и сделало его «землей незнаемой», поскольку «новгородские» исследователи о нем забыли, а «псковские» были заняты изучением собственно Псковской земли и не очень интересовались включенными в область частями территорий других земель и княжеств Средневековой Руси. В бассейне Шелони по Переписным книгам второй половины XVI столетия и некоторым другим данным было выявлено 6 каменных храмов в городах. Это Никольский собор в Порхове, два монастырских храма в том же Порхове (церковь Рождества Богородицы женского монастыря и Спасо-Преображения – мужского), церковь Николая в Опоках и главный храм Ильинского монастыря в том же городе, а также церковь Михаила Архангела в Вышегороде. Есть сведения и о двух каменных храмах в сельских административно-церковных центрах – погостах (церкви Успения в Карачуницах и Рождества Богородицы в Дубровне)(2).

Среди перечисленных храмов особенно интересным казался Никольский в Опоках: во-первых, сами Опоки – исчезнувший город, внимательно до сих пор не изучавшийся, во вторых – остатки каменного храма в 1958 г. отметил П.А. Раппопорт, осматривавший Опоцкое городище(3), поэтому можно было надеяться на то, что выезд непосредственно на местность и натурное исследование остатков церкви не принесет разочарования. В 1990 г. возглавляемый автором архитектурно-археологический отряд Псковской археологической экспедиции выехал в Опоки. В состав отряда входили Д.А. Петров, М.В. Пророков, В.А. Чистова и Е.В. Шахова. Уже первый осмотр местности показал, что древний Никольский храм частично сохранился. До начала раскопок остатки храма представляли собой невысокий холм, сильно потревоженный экскаватором, бравшим из руин щебень для дороги. Произведенные раскопки раскрыли части стен оригинального по плану памятника, уже в процессе работ предположительно датированного рубежом XIII-XIV вв. В 1991 г. археологическое исследование церкви Николы в Опоках было продолжено. В работе отряда принимали участие И.Е. Аблин, М.Б. Денисенко, М.В. Пророков, Г.И. Ревзин, Ю.Е. Ревзина, В.А. Чистова и Е.В. Шахова. В этот же сезон были осмотрены руины церкви Успения в погосте Карачуницы, расположенном в окрестностях Порхова. Работа отряда в 1991 г. только частично финансировалась Псковской археологической экспедицией, значительная часть средств была внесена самими участниками раскопок. В 1992 г. отряд произвел раскопки церкви Успения в Карачуницах, которая предварительно была датирована первой половиной XIV в.

Открытие этого второго храма, по композиции, несомненно, связанного с церковью в Опоках, поставило вопрос о существовании особой группы новгородских храмов, которые строились в долине Шелони в конце XIII – первой половине XIV в. Подтверждение предположения о ранней дате каменного строительства на Шелони дало и обследование церкви Рождества Богородицы в Порхове, произведенное в том же году. Натурный осмотр и обмеры храма привели нас к уверенности в ранней дате памятника: он мог быть сооружен на рубеже XIII-XIV вв. Осмотр городища в Вышгороде показал, что руины древнего каменного храма сильно потревожены современным строительством и хозяйственной деятельностью возникшего здесь монастыря и практически не могут быть исследованы. В погосте Дубровна в том же году было найдено место церкви Рождества Богородицы, возведенной в 1727 г. на месте более древнего храма. В работе экспедиции 1992 г. приняли участие: И.Е. Аблин, Н.Д. Козловская, А.Г. Корчева, М.В. Пророков, Г.И. Ревзин, Е.И. Ревзин, Ю.Е. Ревзина, В.А. Чистова, С.В. Чистякова, Е.В. Шахова. Все работы 1992 г. финансировались А.В. Лукиным, пожертвовавшим деньги специально на археологические изыскания.

В 1993 г. в довольно сложных условиях были произведены раскопки церкви Рождества Богородицы в погосте Дубровна, где под руинами постройки 1727 г. были обнаружены значительные остатки стен древнего храма, который уже в полевых условиях мы датировали первой половиной XIV столетия. В раскопках принимали участие: И.Е. Аблин, А.Г. Корчева, А.С. Лосева, И.А. Меланишина, Н.А. Мерзлютина, Г.И. Ревзин, Е.И. Ревзин, Ю.Е. Ревзина, В.А. Чистова, С.В. Чистякова. Средства на проведение археологических работ были даны Д.А. Петровым.

Хочется выразить глубокую благодарность всем участникам экспедиции и тем, кто финансировал исследования. Большую помощь в работе оказывали: руководитель Псковской археологической экспедиции В.В. Седов, глава порховской районной администрации А.И. Федоров, заместитель главы администрации И.В. Иванов, а также директор Порховского музея Л.Т. Васильева. Особую благодарность хочется выразить П.В. Поляничко, без финансовой помощи которого, эта книга не смогла бы появиться на свет.

В результате произведенных работ перед нами открылся целый край, доселе почти не исследованный. Изученные памятники не только датируются по новгородским аналогиям, но и сами могут быть поставлены в ряд развития новгородской школы зодчества XIII-XIV вв. Предлагаемое читателю исследование посвящено истории Шелонского края и архитектуре оригинальных каменных памятников новгородской школы, открытых в этом регионе. Эта книга не могла быть построена только на анализе архитектуры открытых и обследованных памятников, в нее необходимо было включить подробный рассказ об истории пограничного с Литвой и Псковом района и поместить подробные описания материалов раскопок самих храмов. Поэтому книга получилась как бы намеренно трудной. Надеемся, что сведения об истории и памятниках долины Шелони помогут историкам, археологам и искусствоведам в изучении богатейшего наследия Новгородской земли.

Примечания

1. Вл.В. Седов, ДА. Петров. Каменные храмы в городах, монастырях и погостах новгородской земли // АИППЗ. – Псков, 1987. – С. 27-30.

2. Вне указанной группы памятников на верхней и средней Шелони находится церковь Иоанна Богослова в Велебицах, стоявшая до Великой Отечественной войны на левом берегу Шелони в ее нижнем течении. Этот храм, сооруженный во второй половине XV в., связан с собственно новгородской архитектурой этого времени. Об этой церкви см.: Д.А. Петров. Малоизвестный памятник новгородской архитектуры конца XV в. // ПКНО. 1992. – М., 1993. – С. 394-397; он же. Новые сведения об одном забытом памятнике новгородской архитектуры конца XV века – церкви Иоанна Богослова в Велебицах на Шелони // Новгородские древности / Архив архитектуры. Вып. 4.-М, 1993.-С. 247-265.

3. П.А. Раппопорт. Отчет о работе Отряда по изучению крепостей Среднерусской археологической экспедиции. 1958 г. // Архив Института археологии РАН. Р-1, № 1688. л. 11. Об остатках храма в Опоках упоминают А.Н. Кирпичников и Е.А. Рябинин, которые предположительно относят его к XVI в. – А.Н. Кирпичников, Е.А. Рябинин. Исследования средневекового Порхова и его округи // Археологические открытия 1974 года. – М., 1975. – С. 20.

Далее…

© 2011 Храм Благовещения Божией Матери Suffusion theme by Sayontan Sinha