Преподобный Иоаким Опочский

День памяти: 9 сентября (ст. стиль) / 22 сентября (н. стиль)

1. По житиям святых, составленным Феодосием Черниговским

По рукописным святцам: «Преподобный отец Иоаким, игумен Опокского монастыря св. пророка Илии на реке Шелоне, преставися месяца сентября в 9 день».

По другим памятникам, преп. Иоаким называется основателем монастыря в Опочском погосте, что ныне в Порховском уезде, в 20 верстах от Порхова. По писцовой книге 1584 г. видим в Опокском монастыре игумена Нафанаила с несколькими братьями, и, следовательно, кончина преп. Иоакима последовала около †1550 г., если только он жил, как полагают, в XVI в.

Мощи его почивают в приходском храме, прежнем монастырском храме прор. Илии, и память его местно чтится 9(22) сентября в день его кончины.

2. По житиям святых, составленным монахиней Таисией:

Преподобный Иоаким Опочский († около 1515 г.)
В Ильинской церкви на реке Шелони, в 20 верстах от города Порхова Псковской губернии, почивают под спудом святые мощи преподобного Иоакима Опочского. Его монастырь, расположенный невдалеке от Ливонской границы, был миссионерским.

Жития русских святых. Составила монахиня Таисия (Карцева Т.Г.), М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2005. С. 453.

3. Статья для Православной Энциклопедии, составленная Охотниковой В.И.

Иоаким Опочский

(XV – начала XVI века), преподобный (память в третью Неделю по Пятидесятнице – в Соборе Псковских святых и в Соборе Новгородских святых), игумен и основатель Ильинского монастыря на погосте Опоки на реке Шелони в 35 км (29 верстах) от города Порхова (ныне деревня Опоки Порховского района Псковской области). О времени подвижничества Иоакима письменных свидетельств не сохранилось, Житие и служба святому отсутствуют.

Икона преподобного, написанная в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

В «Описании о российских святых» (известно в списках XVIII-XIX веков) Иоаким помещен среди «преподобных отцов Новгородских»: «Преподобный Иоаким игумен Опоцкого монастыря святаго пророка Илии на Шелоне реце, преставися месяца сентября в 9 день» [1. Описание о российских святых. С. 44; ср.: РНБ. Вяз. Q.80. Л. 109-110; Мих. Q. 348. Л. 9 об.]. Митрополит Евгений (Болховитинов), не называя источников, отнес подвижничество Иоакима к концу XVI – началу XVII веков [2. Евгений (Болховитинов). 1831. С. 80, 128]; эти сведения перешли в справочную литературу XIX века и последующего времени. Архиепископ Филарет (Гумилевский) считал, что кончина Иоакима последовала около 1550 года, поскольку в писцовой книге Шелонской пятины 1584/1585 годов игуменом Ильинского монастыря в Опоках был Нафанаил [3. РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 967. Л. 284 об.-285]. Архиепископ Сергий (Спасский) также относил преставление Иоакима к середине XVI века (около 1550 года), ссылаясь на рукопись из собрания Погодина. Однако, согласно новгородским писцовым книгам, Ильинский Опочский монастырьрь существовал уже в конце XV века. В писцовой книге Шелонской пятины 1498 года читается: «В Опотцком же погосте монастырские деревни Илии святого с Опок с Шелони…» [4. Новгородские писцовые книги. СПб., 1886. Т. 4. Стб. 180; ср.: Там же. Стб. 173, 530; 1905. Т. 5. Стб. 77, 309, 312, 313]. В писцовой книге Шелонской пятины 1575/1576 годов дается следующее описание монастыря: «Монастырь Опоцкой, а в нем храм Илья пророк, в приделе Благовещенье Святей Богородицы, церковь камена. В монастыре игумен Саватей, да черной поп Васьян, да 11 старцов, слуг 7 человек, дружинников 4 человеки» [5. Новгородские писцовые книги. 1905. Т. 5. Стб. 680-681].

Преподобный Никандр и преподобный Иоаким.

Таким образом, Иоаким, если он был основателем монастыря, жил в XV – начале XVI века. В известных ныне источниках XVIII века Иоаким называется только игуменом Ильинского монастыря [6. РНБ. Q.I.382. Л. 15 об.; Мих. Q. 532. Л. 192: «Преподобный Иоаким игумен Опоцкаго манастыря пророка Илии на Шелоне реце сентября в 9 день»; Тит. № 2024. Л. 5; Вяз. Q.80. Л. 109-110; РНБ. Михайл. Q. 348. Л. 9 об.; Q. 351. Л. 17–17 об. (тоже назван игуменом, память – 29 сентября, вероятно, описка); Q.541. Л. 172 об.]. Память Иоакима под 9 сентября имеется также в старообрядческих святцах [7. БАН. Дружинин 130, л. 12 об.–13 и № 131, л. 10 об.], а также в Алфавите Ионы Керженского (?). Игуменами называются также Досифей [имеется в виду Досифей Верхнеоостровский?] и Илларион [Гдовский?] – ученики преподобного Евфросина Псковского († 1481), еще при жизни своего учителя основавшие монастыри на Псковской земле. В некоторых публикациях [8. см.: Христианство: ЭС. Т. 3. С. 623] Иоаким называется учеником преподобного Евфросина, что вполне вероятно, однако в перечне учеников псковского святого имя Иоакима не встречается ни в одной из редакций Жития Евфросина.

Архиепископ Сергий (Спасский), основываясь на сведениях святцев Коряжемского монастыря, называет день обретения мощей Иоакима – 19 апреля [9. РГБ. Унд. № 237. Л. 170 об.-171], 27 апр. по Кирилло-Белозерским святцам. Не позднее 1688 году монастырь был упразднен и превращен в приходскую церковь. В XIX веке, согласно описаниям Ильинского монастыря, мощи Иоакима покоились под спудом в церкви Благовещения (с приделами в честь пророка Илии и святого Иоанна Предтечи), построенной в 1772 году на месте Ильинской церкви (где, по-видимому, мощи находились ранее; в справочной литературе XIX – XX веков ошибочно указывается современное местонахождение мощей в Ильинской церкви).

Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, учрежденный около 1831 году (празднование подтверждено 10 июля 1981 года) и в Собор Псковских святых, празднование которому было установлено 10 апреля 1987 года по инициативе Псковского и Порховского митрополита Иоанна (Разумова).

Дополнение.

В Алфавите старообрядческого писателя Ионы Керженского читаются следующие сведения об Иоакиме: «Месяца сентября в 9 день. Преподобных отец наших Иякова и Феофила и Иоакима Коневских и Шелонъских. В древлеписменных месяцословах повествует, яко сии Феофил и Яков быша началницы Коневъскаго Успенскаго монастыря Шалонъския пятины, на Шелоне реце состоящем. А Иоаким бе игумен Опоцъкаго монастыря пророка Илии на Шелоне же реце. Время бытия показано 6904-го года [10. 6904 год – то есть 1396 г.]. Память им положена: Иоакиму сентября 9-го, а Иякову и Феофилу октября 21 дня» [11. Ярославский музей-заповедник, ф. Лукьянова, № 675 (15544), л. 258.].

Поскольку в этой записи много неточностей, касающихся Феофила и Иакова (Феофилова пустынь стоит на реке Омуге, а не Шелони; преставление Феофила по другим источникам датируется 20-ми годами 15 века), то и к записи об Иоакиме Опочском следует подходить критически.

Литература:

  • ИРИ. Т. 5. С. 366-367;
  • Евгений (Болховитинов), митр. История княжества Псковского. К., 1831. Ч. 3. С. 80, 128;
  • СИСПРЦ. С. 113;
  • Филарет (Гумилевский). РСв. С. 43;
  • Барсуков. Источники агиографии. Стб. 241;
  • Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 68-69;
  • Василёв И. И. Статистическо-географический словарь Порховского уезда Псковской губернии Псков, 1896;
  • Зверинский. Т. 3. С. 70;
  • Любимов П. Церк. памятники старины в Порховском у.: Ист.-археол. очерк // Псковские ЕВ. 1897. № 22. С. 387-388;
  • Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 277;
  • Голубинский. Канонизация святых. С. 157;
  • Лебедев Е. Е. Порхов и его окрестности: Ист. очерк. Новгород, 1915. С. 19-20;
  • Седов Вл. В. Новгородская архитектура на Шелони. М., 2001. С. 34-38;
  • Порхов и его уезд. Псков, 2005. С. 121-122, 243-244, 373-374;
  • Святые Новгородской земли, X-XVIII вв. Вел. Новгород, 2006. Т. 2. С. 1022;
  • Моисеев С. В. Церковная жизнь Опоцкого погоста в XV – XVIII вв. // Краеведческие чтения. Порхов-Холомки: Материалы научной конференции. Псков, 2006. С. 147-158.


© 2011 Храм Благовещения Божией Матери Suffusion theme by Sayontan Sinha