Церковная жизнь Опоцкого погоста в XV – XVIII вв.

С.В.Моисеев (Великий Новгород)

В сентябре 2004 г. в ходе VI Порховских краеведческих чтений благодаря любезному приглашению организаторов мы имели замечательную возможность посетить село Опоки Порховского района.
Это поселение расположено примерно в 30 км к северу от Порхова, ниже по течению реки Шелони.
Мы не будем вдаваться в историю Опоцкого погоста, которая, в общем, известна по многочисленным публикациям. Остановимся на церковной истории этого места и анализе источников – писцовых описаний XV-XVIII вв. и документов XVIII в., хранящихся в фонде Новгородской духовной консистории Государственного исторического архива Новгородской области (ГИАНО)[1. ГИАНО. Ф.480].

В XV-XVIII вв. Опоцкий погост находился в Шелонской пятине (Залесская половина) Новгородского уезда. С конца XV в. по 1670-е гг. погост был переписан не менее 8 раз с промежутками в среднем в 10-20 лет.
Это писцовые книги Шелонской пятины, письма Матфея Ивановича Валуева 1497/98 г., письма Владимира Безобразова 1575/76 г., Порховского уезда письма и меры Григория Бундова и подьячего Ждана Алабухина 1584/85 г., дозорные книги Залесской половины, письма и дозора подьячих Степана Собакина, Суботы Никифорова и Кузьмы Высокого 1595 г., Зарусской и Залесской половин письма и дозора князя Василия Волконского и подьячего Василия Андреева 1627-29 гг., переписная книга Зарусской и Залесской половин переписи Степана Глебова 1646/47 г., дозорная и переписные книги Зарусской и Залесской половин Шелонской пятины переписи Самуила Дмитриевича Тыркова 1668/69 г. и переписи стольника Степана Александровича Аничкова и подьячего Антипы Федорова 1677/78 г. и др.[2. Писцовые книги Новгородской земли/ Каталог писцовых книг Русского государства. Вып. 2. М., 2004. С. 416, 424, 427, 451, 456-457, 466.].
В этих книгах приводится значительный фактический материал по Опоцкому погосту и перечисляются церковные, поместные, порозжие, монастырские земли и их владельцы.
Наиболее раннюю информацию об Опоцком погосте дает Писцовая книга Шелонской пятины письма Матфея Ивановича Валуева 1497/98 г.
Из нее следует, что в XV в. здесь находились земельные владения новгородского Владыки, трех новгородских монастырей: Росткина Ивановского, Сокольничьего Никольского, Воскресенского с Красной Горки, а также своеземцев и помещиков. Была здесь и собственность Марфы Исаковой – знаменитой новгородской посадницы Марфы Борецкой (часть «вопщей деревни Лютой»)[3. Новгородские писцовые книги, изданные Археографической комиссиею. (Далее - НПК). Т.4. Переписные оброчные книги Шелонской пятины. СПб., 1886. Ст. 179.].
После известных событий 1470-х гг., связанных с походом Ивана III на Новгород и утратой новгородской самостоятельности, многие земли Опоцкого погоста, прежде всего монастырские, были отписаны на Великого князя. Так, ему принадлежали деревня Полосы[4. Там же. Ст. 163.] и сельцо Гостижицы (позднее Костыжецы)[5. Там же. Ст. 179.].

Писцовая книга 1497/98 г. сообщает, что Опоцкий (Опотьцкой) погост стоит на земле Великого князя, которая прежде принадлежала Росткину монастырю. На погосте стояли 13 дворов (23 человека), которые платят «оброку и за позем 5 гривен», да 2 нетяглых двора церковного причта. Среди непахотных людей погоста, «промышляющих торгом и извозом», книга отмечает гончара Мартынку Обакумова и швеца Галаша[6. Там же. Ст. 162.]. Среди крупных землевладельцев упомянуты Степан Пушкин и Иван Татищев.
Иную картину дает Писцовая книга Шелонской пятины письма Владимира Безобразова 1575/76 г. На момент описания множество окрестных деревень запустело, «потому что старые помещики, которым государь в уделе быти не велел, и те помещики до писма ис того погоста выехали, а про оклад сказати некому…»[7. НПК.Т. 5. Книги Шелонской пятины. СПб.,1905. Ст.693.]. Даже деревянная церковь Николы в Гостыжецах стояла пуста.
Всего, по подсчетам историка А.М. Андрияшева, в Опоцком погосте к концу XVI в. насчитывалось 113 поселений. В погосте числилось 248 1/2 обжи земли (обжа- 5-9 десятин земли). Земли делились на оброчные (131 1/2 об.), помещичьи (9 владельцев – 108 об.), земцев (2 чел. – 3 об.), монастырские (Ильинский монастырь – 6 об.)[8. Андрияшев А. М. Материалы по исторической географии Новгородской зем¬ли. Шелонская пятина по писцовым книгам 1498-1576 гг.: Списки селений. М., 1914. С. 417-424.].

Теперь обратимся непосредственно к церковному устройству Опоцкого погоста и ряду проблем его церковной истории. Писцовая книга 1575/76 г. сообщает, что на Опоцком погосте стоит каменный храм святителя Николая с приделом великомученика Георгия[9. НПК.Т.5.Ст.620].
Археолог Вл.В. Седов, посвятивший монографическое исследование каменным храмам на Шелони[10. Седов В. В. Новгородская архитектура на Шелони. М., 2001.] и, в частности, Никольской Опоцкой церкви, в результате источниковых и археологических изысканий пришел к выводу, что храм был построен на рубеже ХIII-ХIV вв.[11. Там же. С. 44.] В 1990-1991 гг. археологическими исследованиями было открыто основание Никольской церкви и придела Георгия. Седов считает, что культурный слой с керамикой XIII в. «дает исходную точку для датировки» строительства храма. Привлекая типологии новгородской архитектуры, автор делает выводы о времени его строительства.
Однако мы не можем разделить его точку зрения на храм Николая по двум соображениям.
Во-первых, археолог сообщает, что во время исследований «внутри храма» обнаружены погребения XIV-ХV вв., сделанные «во время существования памятника»[12. Там же. С. 38.].
Как известно, в приходских храмах не погребали. Погребения внутри храма в данном контексте могли оказаться только до его строительства (от старого некрополя), располагавшегося вокруг храма – предшественника. Таким образом, храм строили уже на месте существовавшего приходского кладбища, и не ранее, чем в XV в., а вероятнее – во 2-й его половине.
Во-вторых, основополагающим фактором для датировки строительства церкви Николы, на наш взгляд, служит сообщение Писцовой книги 1497/98 г., которое почему-то осталось вне поля зрения Вл.В. Седова. Книга однозначно сообщает: «Погост Опотьцкой… А на нем церковь Никола Великий… а ставят и строят всем погостом»[13. 13.НПК. Т. 4. Ст. 162.].
Таким образом, время строительства каменного Никольского храма следует отнести к 1490-м гг.
В результате военных событий конца XVI – начала XVII вв. храм запустел и разрушался на протяжении XVII в. Об этом свидетельствует рисунок из книги Мейерберга 1661 г., на котором запечатлен Опоцкий погост. С ликвидацией Ильинского Опоцкого монастыря в 1688 г. приход был перенесен на левый берег Шелони в Ильинскую церковь.

Не меньше загадок связано и с Опоцким Ильинским монастырем. История его основания теряется в веках. Сведения, сообщаемые в письменных источниках, отрывочны и противоречивы. Исследователи считают, что Ильинский мужской монастырь в Опоцком погосте был основан в XVI в.[14. Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Т.Ш. Монастыри закрытые до царствования императрицы Екатерины П.СПб.,1897. № 1631; Любимов П. Церковные памятники старины в Порховском уезде (историко-археологический очерк)// Псковские губернские ведомости. 1897.1 нояб. № XXI. Часть неофиц.; Лебедев Е.Е. Порхов и его окрестности. Исторический очерк. Новгород,1915.С.53.] Однако свидетельства более раннего его существования содержатся в Писцовой книге Шелонской пятины 1497/98 г. В Опоцком погосте упоминаются «монастырские деревни Илии святаго с Опок с Шолони». По этой книге, в конце XV в. Ильинскому монастырю принадлежали деревни: Вежища (2 двора), Горка (1 двор), да часть «опчей деревни» (2 двора) – всего 12 человек. Крестьяне платили монастырю оброк: 4 гривны, четверть хлеба, полсемы коробьи солода, пол-третьи коробьи хмелю, 13 сыров и 90 яиц[15. НПК.Т.4.Ст.180.].
Наиболее ранние сведения о постройках и штате Ильинского монастыря содержатся в Писцовой книге Шелонской пятины письма Владимира Безобразова 1575/1576 г. Она сообщает, что в обители стоит каменный храм Ильи-пророка с приделом Благовещения Пресвятой Богородицы. Монастырем управляет игумен; здесь проживают 11 старцев, черный поп Васьян, 7 монастырских слуг и 4 дружинника.
Монастырю принадлежала деревня Путилова (2 двора); на монастырской земле находилось 28 беспашенных «дворцов», с которых монастырь получал доход. Обитель имела льготы по грамоте новгородских дьяков с 1575 по 1578 гг.[16. НПК.Т.5.Ст.680.]Писцовая книга Порховского уезда письма и меры Григория Бундова и подьячего Ждана Алабухина 1584/85 г. упоминает тот же храм и настоятеля – игумена Нафанаила, двух старцев, 5 монастырских слуг, 4 дружинника[17. Амвросий (Орнацкий), архим. История Российской иерархии. Ч. V. М., 1813. С. 366.].

В Российском государственном архиве древних актов (г. Москва) в фонде Вотчинной конторы по Новгороду сохранился любопытный документ, запечатлевший состояние Ильинского монастыря конца XVI в. Это подробная опись имущества обители, составленная 1 сентября 1596 г.[18. РГАДА.Ф.1209.Д.16956/797.Л.105-109.] На сегодняшний день известны считанные единицы монастырских описей XVI в. Они принадлежат крупнейшим монастырям России – Соловецкому, Иосифову Волоколамскому и др. Все они к настоящему времени опубликованы.
Опись Ильинского монастыря – единственная из Новгородских, относящихся к XVI в. и до сих пор не опубликованная. Ее уникальность заключается в том, что она раскрывает комплекс рядовой, малобратственной обители. Она составлена приехавшим по указу царя Феодора Иоанновича «сыном боярским» Пауком Косицким, а также священником церкви Николы Андреем Малафеевым с дьячком Анотнкой Андреевым (писец) в присутствии местных выборных крестьян «по челобитью» нового игумена Опоцкого монастыря Корнилия «переписать ему монастырь» (т.е. передать ему от прежнего настоятеля).
По описи, в 1596 г. в монастыре значится каменный храм Ильи-пророка с иконостасом и богослужебной утварью. Отмечена и библиотека – более 10 богослужебных книг. В приделе Благовещения иконостас отсутствовал («стоит без образ»). Вокруг монастыря была «ограда худа», святые ворота с 6 иконами. Около храма располагались «трапеза на мшанике», клеть на подклете, сенник, келья игумена, клеть на мшаннике с сенями, 2 кельи, хлебня, мшанник. За ручьем стояли 2 кельи, житница, хозяйственная келья.
Рядом с монастырем находились коровник, 2 хлева, келья и клетка. Из скота имелись: 6 лошадей, 10 коров дойных, 5 нетелей, 4 бычка, 6 телят, 9 овец, 1 баран. В житнице хлеба не имелось, а в гумне хранилась немолоченая рожь.
В посаде насчитывалось 24 двора крестьян; среди них – портной Терешка и сапожник Иванко. В монастыре проживали игумен Корнилий, старцы Афонасий, Давид, Михаила, Киприян, 2 работника и 2 дружинника.
Картину упадка дополняет описание монастырских земель и пустошей: «лежат пусты, ни паханы, ни кошены и лесом поросли»[19. Там же.].

Документ 1628 г. сообщает об Ильинском храме, трех кельях, монастырском скотном дворе[20. Амвросий. История...С.366-367;].
В 1687 г. указом новгородского митрополита Корнилия (на кафедре с 1674 по 1695 гг.) монастырь был приписан к Новгородскому Архиерейскому Дому и вскоре упразднен. Монахов перевели в другие обители, а храм обратили в приходский. В 1688 г. при церкви уже был белый священник с причтом. К моменту ликвидации монастырь владел 15 дворами в подмонастырской слободке и тремя деревнями, в которых насчитывалось 7 дворов. Монастырю принадлежало 355 четвертей пахотной земли с сенокосами в 872 копны[21. Там же. С. 366-367; Макарий (Миролюбов), архим. Описание Новгородско¬го архиерейского Дома. СПб., 1857. С.72-73. Опоцкий монастырь значится среди 32 приписных к Архиерейскому Дому.].
Одна из загадок Ильинского монастыря заключается в том, что документы с 1628 г. сообщают о стоящем здесь деревянном храме Ильи-пророка, тогда как источники II половины XVI в. говорят о каменной церкви. Несомненно, в связи с политическими и военными событиями II половины XVI – начала XVII вв. монастырский храм обветшал и стоял руинированным. Об этом свидетельствует уже упоминавшийся рисунок Мейерберга 1661 г.

Возможно, после польско-литовской интервенции начала XVII в. в связи с большими разрушениями и запустением окрестных мест монастырь был перенесен на новое место – туда, где сейчас стоит Благовещенская церковь. Переносы монастырей в древности случались неоднократно в связи с природными и военными факторами. Здесь, вероятно, и был срублен новый деревянный монастырский Ильинский храм, упоминаемый источником 1628 г.
В 100 метрах к югу от Благовещенского храма находится всхолмление; старожилы называют это урочище «монастырь». Вероятно, здесь и располагалась древняя Ильинская обитель. Археологическими исследованиями 1991 г. на этом месте была обнаружена каменная стена, предположительно храма[22. Седов В.В. Новгородская... С. 37.]. Однако на сегодняшний день это лишь предположение. Требуется привлечение дополнительного материала, в т.ч. планов межеваний XVIII в., проведение комплексных исследований, которые, вероятно, смогут ответить на вопрос о том, переносился ли Ильинский монастырь в XVII в.
Еще один любопытный сюжет связан с концом XVII в. У современной Благовещенской церкви до наших дней сохранились два многовековых дуба. Документ 1687 г. помимо перечисления монастырских построек (храма, двух келий, ограды) сообщает и о двух монастырских колоколах, укрепленных «на дубу»[23. Амвросий. История... С.З66.].

Отписка церковного причта от августа 1722 г. сообщает об одном Ильинском храме, не уточняя материала, из которого он сооружен[24. ГИАНО. Ф. 480. Оп.1. Д. 81. Л. 39.].
В отписке от 1733 г. причт сообщает о двух церквах:
- Ильи-пророка,
- Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом Рождества Иоанна Предтечи с пометой «исстари древянного строения»[25. Там же. Д. 251. Л. 71.].

Появление второго храма, возможно, было обусловлено ветхостью прежнего или потребностью прихода иметь более вместительный, а может быть, зимний, т.е. теплый, храм.
Одним из датирующих признаков, позволяющим хоть как-то обозначить время строительства каменной Ильинской церкви, является опись монастыря 1596 г., согласно которой в деисусном чине храма имелся образ «Сергий преподобный»[26. РГАДА. Ф. 1209. Д. 16956/797. Л. 106.]. Как известно, канонизация преподобного Сергия Радонежского состоялась в 1422 г. Первый храм, посвященный этому святому, появляется в Новгородской земле в 1459/1463 гг. Таким образом, если деисус являлся первоначальным, строительство храма не может быть отнесено ко времени ранее II половины XV в.
Храмы Николая в погосте и Илии в монастыре, по-видимому, были однотипны: каменные постройки с каменными приделами. Конечно же, представление об Ильинском храме могут дать только полные археологические исследования. Но мы склонны видеть именно последовательное появление обоих храмов в Опоцком погосте в конце XV – начале XVI вв.

Теперь следует сказать несколько слов об основателе монастыря. Источники называют первым игуменом обители Иоакима. Краевед Е.Е. Лебедев и др. считают, что Иоаким «жил в конце XVI и в начале XVII вв.»[27. Лебедев Е.Е. Порхов... С. 53; Статистическо-географический словарь Порховского уезда Псковской губернии. Псков, 1896. Опоки.]. Но Писцовая книга 1575/76 г. игуменом монастыря называет Савватия[28. НПК. Т. 5. Ст. 680.]. Архиепископ Сергий (Спасский) в «Полном месяцеслове Востока» сообщает, что Иоаким преставился в 1550 г.[29. Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. Т. 2. Святой Вос¬ток. Ч.1. М., 1997. С. 277.]Таким образом, время основания монастыря, сообразуясь с Писцовой книгой 1497/98 г., следует отнести, как минимум, к концу XV в.
Иоаким является местночтимым святым (преподобный Иоаким Опочский); церковные источники относят его память к 9 сентября ст. ст.[30. Там же. С.277.]. Как известно, в этот день (на второй день праздника Рождества Пресвятой Богородицы) отмечается память ее родителей – праведных Богоотец Иоакима и Анны. Преподобный Иоаким Опочский включен в Собор Новгородских святых (переходящее празднование в 3-ю неделю по Пятидесятнице)[31. Православный церковный календарь. 1983 г.С.28.]. Имеются сообщения о том, что мощи Иоакима обретены 19 апреля; большинство источников сообщают, что они находятся под спудом в нынешней Благовещенской церкви, построенной в 1772 г. на месте монастырского храма. Но в современной церкви нет никаких свидетельств о мощах преподобного. Архиепископ Сергий дает отсылку об обретении мощей к источнику от 1621 г.[32. Сергий. Полный... С.277.] Возможно, с этим периодом было связано не столько обретение мощей, сколько проведение значительных строительных работ.

В XVIII в. Опоцкий погост является крупным приходским центром. Население стремительно увеличивается. В 1740 г. оно уже составляет более тысячи человек (1043 чел.: 546 мужчин, 497 женщин при количестве дворов – 71)[33. ГИАНО.Ф.480.Оп.1.Д.451.Л.26об.]. За 15 лет (к 1755 г.) количество дворов увеличивается вдвое (149 дворов), а численность населения – на 345 человек. Общее число населения в 1755г. – 1388 человек (757 мужчин и 631 женщина). Из них: духовных – 19 чел., военных (обер-офицер и его жена) – 2, разночинцев – 251, дворовых – 385, поселян – 731[34. Там же. Д.1280.Л.ЗО.]. О естественном движении населения свидетельствует ведомость за 1763г. В этом году в приходе родилось 29 человек (22 мужчины и 7 женщин); было заключено 11 браков, умерло 18 человек (8 мужчин и 10 женщин)[35. Там же. Л. 2 об.].

О причте Опоцкого погоста в средневековый период мы можем судить по писцовым книгам.
В 1490-е гг. в Никольском храме служили «поп» Иван и можем судить по писцовым книгам. дьяк Михаил[36. НПК.Т.4.Ст. 163.]. В 1576 г. церковный причт состоял из «попа» Андрея Малафеева, дьячка Иванки Григорьева, пономаря Злобы Малафеева и «проскурни» Овдотьи Семеновой[37. НПК.Т.5.Ст. 680.]. В 1722 г. в Ильинской церкви служили священник Федор Федоров, диакон Стахий Иванов, пономарь Иван Стахеев[38. ГИАНО.Ф. 480.Оп.1. Д. 81. Л. 39.]. В 1733 г. здесь числятся священник Лев Федоров, диакон Стахий Иванов, пономарь Аверкий Григорьев[39. Там же. Д. 251. Л. 71-72 об.]. В 1764 г. пономарь Аверкий Григорьев уже священник; с ним служит диакон Борис Аверкиев, дьячок Галактион Исаков и пономарь Федор Львов[40. Там же. Д.1341. Л. 7,15.].
Во II половине XVIII в. население погоста настолько увеличивается, что по документу 1782 г. в приходской церкви уже служит двухчленный причт. Это священники Иоанн Корнилов 38 лет и Борис Аверкиев 47 лет (вдовец), диакон Матфей Аверкиев 32 лет и два дьячка: Иван Галактионов 27 лет и Антон Федоров 20 лет, а также пономарь Федор Львов 50 лет[41. Там же. Д.1675. Л. 54-55.]. Возможно, священники Федор Федоров, Лев Федоров и пономарь Федор Львов были соответственно дедом, отцом и внуком; священник Борис Аверкиев и диакон Матфей Аверкиев, возможно, являлись сыновьями пономаря Аверкия Григорьева; дьячок Галактион Исаков и дьячок Иван Галактионов – вероятно, отец и сын.
Семейная преемственность церковных должностей для клира XVIII в. являлась характерной, традиционной чертой.
Значительный рост населения погоста в XVIII в. породил типичное явление: стал одной из причин конфликта, разгоревшегося между крестьянами и церковным причтом. В ГИАНО сохранилось дело 1774 г. о захвате местным населением церковной земли, побоях, нанесенных крестьянами священнику Борису Аверкиеву, и притеснениях причта[42. Там же. Д.1497. - 16л.]. Знаменательно, что причт, отстаивая церковную собственность, ссылается на исторические документы XVI – начала XVIII вв. как на неоспоримые основания церковного землевладения.

В заключение нам хотелось бы сказать несколько слов о сформировавшемся к настоящему времени культурном потенциале села Опок и возможных перспективах его использования. Опоки, по нашему убеждению, редчайший, уникальный памятник истории, культуры и природы комплексного характера. Здесь на небольшой территории, сосредоточен сложившийся естественным образом комплекс памятников истории (история древних поселений, погоста), церковной культуры (история монастыря, местных святынь, приходский храм), архитектуры (церковь Благовещения 1772 г.), искусства (интерьер храма с иконостасами), археологии (остатки церкви Николы, Ильи(?), древних укреплений), природы (река Шелонь, древние дубы). Кроме того, это и мемориальный объект (захоронение героя Отечественной войны 1812 г. Карамышева).
К сожалению, из огромного культурного наследия подобных комплексных памятников нации в любой области остались считанные единицы.
На наш взгляд, возможна и необходима перспективная работа по всем перечисленным направлениям: продолжение археологических исследований, консервация и музеефикация фундаментов каменных храмов, границ древних поселений; обследование крестьянских построек (мы видели в поселении амбар, по-видимому, кон. XIX – нач. XX в., рубленный в лучших традициях крестьянской культуры); привлечение биологов для выявления особенностей местной флоры и т.д. У Опок имеются все основания стать маленьким историко-культурным и природным заповедником. Для последующего поддержания уникального потенциала Опок, его сохранения и, возможно, возрождения необходимы программы, государственное финансирование, включение в туристические маршруты.
Всё это в комплексе предоставит прекрасные возможности для просветительной, образовательной и, если хотите, патриотической работы, направленной, прежде всего, на воспитание подрастающего поколения.
Только при таких условиях возможно сохранение и использование для будущего одного из малых уголков необъятной России.

Примечания:

© 2011 Храм Благовещения Божией Матери Suffusion theme by Sayontan Sinha